Профессия учителя
Из всех профессий, существующих на свете, я бы поставил профессию учителя на второе место по важности – после хлебороба. Ибо тот кормит людей, выращивает для них главный продукт питания – хлеб. Учитель же, строго говоря даже, не учитель, а педагог, обучает детей, и, главное, воспитывает личность, необходимую обществу. Может быть, кто-то поставит под сомнение истинность первой части моего высказывания, мол, в Корее самая важная специальность – рисовод. Что ж, вероятно, это правда. Но никто не посмеет опровергнуть, что учителя – цвет нации, ее лучшие представители, носители истинной культуры. Я, конечно, говорю о настоящих учителях, в коих не входят разного рода прощелыги, вроде скрывающихся от армии молодых, здоровых ребят или просто обыкновенных маньяках, типа Андрея Романовича Чикатило.
Профессия учителя – одна из наиболее тяжких и сложных, во-первых, потому что настоящий учитель должен сам постоянно учиться, чтобы не закоснеть окончательно в рутине жизни. Учиться своему предмету, чтобы быть постоянно в курсе всех новых веяний в науке. Учиться, опять же, искусству общения с детьми, преодолевать нестандартные ситуации, возникающие в школе чуть ли не каждый день. Во-вторых, он работает с детьми, маленькими, но сообразительными существами. Он их не только обучает, дает знания по какому-либо предмету, но, самое главное, воспитывает их. Воспитывает ежедневно, ежечасно, не только словами, но и своими поступками, своими привычками, своим внешним видом. И так как это не сиюминутный процесс, который можно проконтролировать одноразовым усилием воли, а постоянное длительное действие, то педагог должен быть интеллигентным человеком до мозга костей, чтобы его поступки, могущие служить примером для подражания, были бы совершенно естественны и органичны для него самого.
Учитель – воспитатель того гражданина, в котором нуждается страна. Именно поэтому после переворотов и революций вновь приходящие к власти первым делом избавлялись от учителей, работавших при старом режиме. Видя в них потенциальную, но грозную опасность появления новых непримиримых противников существующего строя.
Иногда, да что я говорю, постоянно, можно слышать стоны некоторых представителей этой профессии о том, что, дескать, мало платят, и так далее и тому подобное. Но таких нытиков в мужском роде, и соплей в женском я не понимаю: никто же их не заставляет работать учителями. Не нравится – иди, мягко говоря, по известному адресу. Ковыряние земли или, скажем, ковыряние в истории туземцев республики Паучий Стан (Башкортостан, по-ихнему), гораздо более прибыльное занятие, нежели копание в неправильном английском глаголе или в HTML’ке при создании веб-странички.
Возвращаясь к Чарльзу Дарвину, заметим, что профессия учителя появилась одновременно с возникновением общества как социума. И тогда были уже обезьяны, согласные жить впроголодь, но готовые обучать окружающих правде жизни, в отличие от тех приматов, которые торговали ракушками или каменными топорами, и знать не знали никаких потугов совести.
В более позднее время у некоторых народов учителя-подвижники получили название “форзи”, которое позже трансформировалось в некое не очень приятное звучание для нормального человека. Но, тем не менее, хочется надеяться, что звание “Учитель”, или, еще лучше, “Педагог”, может носить не каждый человек, но уж если кто его удосужился принять, должен с высоко поднятой головой нести этот крест по земле.
КОНЕЦ